Вернуться к началу, билеты 1-11
Билет 11
1. Тепловой двигатель и его коэффициент полезного
действия. Влияние тепловых двигателей на
окружающую среду и способы уменьшения их вредного воздействия.
1. Тепловой двигатель: назначение и требования к двигателю.
Превращение механической энергии во
внутреннюю и внутренней энергии в механическую. Привести примеры, указать
на принципиальные различия в
этих превращениях.
2. Работа газа при расширении. Зависимость величины работы от
давления и изменения объема.
3. Принципы действия тепловых двигателей: цикличность, периодичность,
принципиальная
невозможность полного превращения полученного тепла в механическую работу
(необходимость холодильника).
Блок-схема устройства теплового двигателя.
4. Кпд теплового двигателя, пути его увеличения.
5. Устройство одного из реальных тепловых двигателей (ДВС, паровая
или газовая турбина, реактивный
двигатель и пр.). При рассказе об этом назвать, что является нагревателем,
рабочим телом, холодильником в
данной машине.
6. Влияние тепловых двигателей на окружающую среду: положительные и
отрицательные воздействия.
Способы уменьшения негативного влияния работы тепловых двигателей на
окружающую среду.
2. Измерение коэффициента трения дерева по дереву.
1. Сформулировать цель исследования.
2. Отобрать необходимое оборудование, изобразить и собрать установку
для проведения
эксперимента.
3. Представить приборы, с помощью которых будут проводиться
измерения. Указать их пределы
измерения, цену деления и погрешность прямого измерения величины.
4. Провести исследование, представить результаты измерений в виде
таблицы.
5. Представить результаты измерений в виде графика.
6. Объяснить результаты измерений, сформулировать закон Кулона-
Амонтона, дать определение
коэффициента трения скольжения.
7. Определить по графику коэффициент трения скольжения.
8. Предсказать величину силы трения, которая возникнет при движении
исследуемого тела по данной
поверхности при заданной нагрузке и проверить предсказание на опыте.
3. Задачи на расчет количества теплоты, выделяемого электрическим
нагревателем.
1 тип. Определите количество теплоты, выделяющееся за каждые 5 минут в
электрической печи, включенной в
сеть с напряжением 220 В, если сила тока в ее обмотке составляет 2 А?
2 тип. Какое количество теплоты выделится за 10 с в проводнике
сопротивлением 1 Ом при силе тока 1 А?
3 тип. Определите количество теплоты, выделившееся при ударе молнии,
продолжительность которой равна
0,001 с, если средняя сила тока в ней 18 кА, а напряжение – 105 кВ.
4 тип. Какое количество теплоты выделится за 1 час 100-ваттной
электролампой?
5 тип. Каждая из двух электрических ламп сопротивлением 300 Ом и 600 Ом
включена в сеть. Силы тока в
каждой лампе одинаковы. Сравните количества теплоты, выделяющиеся каждой
лампой за одно и то же
время.
6 тип. Как изменится количество теплоты, выделяемое нагревательным
элементом, если уменьшить
напряжение на нем в 2 раза?
Билет 12
1. Электризация тел. Взаимодействие электрических зарядов. Закон
сохранения электрического
заряда.
1. Обнаружение электрического взаимодействия в опытах по электризации
тел: взаимодействие
наэлектризованной палочки с другими наэлектризованными телами и
нейтральными телами. Особенности
электрического взаимодействия.
2. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие одноименных и
разноименных зарядов.
3. Откуда берутся заряды? Объяснение явления электризации на основе
представлений о строении
атома. Виды электризации.
4. Закон сохранения электрического заряда. Привести примеры опытов и
явлений, в которых
выполняется этот закон.
2. Измерение кпд простого механизма (наклонной плоскости).
1. Сформулировать цель исследования.
2. Отобрать необходимое оборудование, изобразить и собрать установку
для проведения
эксперимента.
3. Представить приборы, с помощью которых будут проводиться
измерения. Указать их пределы
измерения, цену деления и погрешность прямого измерения величины.
4. Провести исследование, представить результаты измерений в виде
таблицы.
5. Дать определение кпд.
6. Рассчитать кпд наклонной плоскости и прокомментировать полученный
результат.
3. На отражение света от плоского зеркала.
1 тип. На рисунке показан ход луча, падающего на плоское зеркало.
Постройте дальнейший ход луча.
2 тип. Плоское зеркало расположено вертикально. Световой луч падает на
поверхность зеркала под углом 30°.
Постройте дальнейший ход луча. Чему равен угол отражения.
3 тип. Угол падения луча на плоское зеркало увеличили от 30° до 45°. Как
изменится угол между падающим и
отраженным лучами?
4 тип. С помощью плоского зеркала надо осветить дно глубокого колодца.
Солнечные лучи составляют с
поверхностью земли угол 30°. Под каким углом к вертикали надо расположить
плоское зеркало, чтобы
выполнить задуманное?
5 тип. На рисунке изображен в плане автобус. В точке А
находится водитель. Через точку В проходит
вертикальная ось, вокруг которой может вращаться плоское зеркало ДЕ. как
надо расположить зеркало ДЕ,
чтобы водитель мог видеть входящих в заднюю дверь С пассажиров? Решите
задачу построением.
6 тип. Постройте в вертикальном плоском зеркале изображение стрелки,
расположенной горизонтально.
7 тип. Сбоку от зеркала З стоит человек А. Второй человек В идет по
направлению к зеркалу по перпендикуляру,
проходящему через его середину. На каком расстоянии от зеркала будет
находиться человек В в момент, когда
А и В увидят друг друга в зеркале?
Билет 13
1. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические
заряды.
1. Взаимодействие электрических зарядов. Понятие электрического поля
как особого вида материи.
Привести примеры явлений, подтверждающих материальность электрического
поля.
2. Свойства электростатического поля и величины, его характеризующие
(силовая и энергетическая
характеристики).
3. Напряженность электрического поля: определение, физический смысл,
единицы напряженности.
4. Силовые линии напряженности. Изобразить картину силовых линий
положительного и отрицательного
точечных зарядов. Однородное электрическое поле.
5. Принцип суперпозиции электрических полей.
6. Действие электрического поля на электрические заряды.
2. Провести опыты, обнаруживающие действие жидкости на погруженное в
нее тело и выяснить, от чего
зависит величина этой силы.
1. Сформулировать цель исследования.
2. Отобрать необходимое оборудование, изобразить и собрать установку
для проведения
эксперимента.
3. Представить приборы, с помощью которых будут проводиться
измерения. Указать их пределы
измерения, цену деления и погрешность прямого измерения величины.
4. Провести исследование зависимости выталкивающей силы от объема
полностью погруженного в
данную жидкость тела, представить результаты измерений в виде таблицы.
5. Представить результаты измерений в виде графика.
6. Выяснить зависимость выталкивающей силы, действующей на данное
тело, от рода жидкости.
Представить результаты измерений в виде таблицы.
7. Представить результаты измерений в виде графика.
8. Сделать выводы, объяснить полученные результаты, предсказать
значение выталкивающей силы,
действующей на выбранное тело и проверить предсказание опытным путем.
3. Задачи на применение второго закона Ньютона при прямолинейном дви-
жении.
1 тип. Какова равнодействующая сила, если тело массой 50 кг движется с
ускорением 0,2 м/с2?
2 тип. На тело массой 2 кг действует сила 0,5 Н. С каким ускорением
движется это тело?
3 тип. На тело массой 100 г действует сила 0,1 Н. На сколько изменится
скорость этого тела за 1 с?
4 тип. На каждое из двух покоящихся тел действуют одинаковые по величине и
противоположные по
направлению силы. Сравните ускорения, которые приобретают при этом тела,
если величина силы 12 Н, а
массы тел равны соответственно 20 и 30 кг.
5 тип. Два одинаковых тела движутся по горизонтальной поверхности: одно –
с ускорением 0,2 м/с2, другое – с
ускорением 0,5 м/с2. Сравните силы, действующие на каждое их
этих тел.
6 тип. Два тела одинакового объема – стальное и алюминиевое – движутся с
одинаковыми ускорениями.
Одинаковы ли силы, действующие на них? Сравните эти силы между собой.
7 тип. На рисунке представлен график зависимости проекции скорости
движения от времени для тела массой 5
кг. На каком промежутке времени на тело действовала сила? Какова величина
этой силы?
Билет 14
1. Постоянный электрический ток, условия его
существования. Сила тока и напряжение.
1. Примеры использования человеком электрического тока. Понятие о
постоянном токе.
2. Условия возникновения тока: наличие свободных заряженных частиц;
наличие электрического поля,
приводящего частицы в движение в одном направлении.
3. Условия поддержания тока в цепи: необходимость источника тока и
замкнутость электрической цепи.
4. Величины, характеризующие протекание тока в цепи:
сила тока. Определение, обозначение, единицы
измерения и физический смысл.
5. Величины, характеризующие протекание тока в цепи:
напряжение. Определение, обозначение,
единицы измерения и физический смысл.
6. Измерение силы тока и напряжения в электрической цепи.
2. Провести опыты, обнаруживающие существование атмосферного
давления.
1. Сформулировать цель исследования.
2. Отобрать необходимое оборудование, изобразить и собрать установку
для проведения
эксперимента.
3. Провести 2—3 опыта и объяснить их.
4. Предсказать результаты какого-либо опыта из числа предложенных
экзаменационной комиссией.
Проверить на опыте.
3. Задачи на применение формул механической работы и мощности при
равномерном движении.
1 тип. Вычислите работу, произведенную силой 0,2 кН, если расстояние,
пройденное телом по направлению
действия этой силы, равно 10 м.
2 тип. Определите работу, которую надо совершить, чтобы поднять гирю
массой 4 кг с пола на стол, высота
которого 0,7 м.
3 тип. Из колодца глубиной 5 м человек поднял ведро воды массой 10 кг за 2
минуты. Какую мощность развил
при этом человек?
4 тип. Экскаватор поднял грунт объемом 0,5 м3 и плотностью 1500 кг/
м3 на
высоту 4 м. Какова работа,
совершенная экскаватором?
5 тип. Человек массой 60 кг один раз поднялся по лестнице на высоту 5 м за
1 минуту, а другой раз – за 45 с.
Сравните работы и мощности, развитые человеком, в обоих случаях.
6 тип. Два шарика одинакового объема, один – стальной, другой – свинцовый,
падают свободно с балкона на
землю. Одинаковые ли работы совершила при этом сила тяжести? Сравните
между собой мощности этой
силы.
7 тип. На рисунке представлен график зависимости проекции скорости от
времени автомобиля массой 1,2 т.
Найдите промежутки времени, в течение которых работа равнодействующей
силы: а) равна нулю; б) отлична от
нуля.
Билет 15
1. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление
металлического проводника и его зависимость от
размеров и вещества проводника. Удельное сопротивление вещества.
1. Понятие об электрической цепи. Элементы электрической цепи:
источник тока, потребитель,
коммутирующие элементы, электроизмерительные приборы. Понятие участка
цепи.
2. Зависимость силы тока в участке цепи от приложенного к нему
напряжению. График зависимости
силы тока от напряжения для данного металлического резистора.
3. Свойство металлического резистора (потребителя), обнаруживаемое в
цепи постоянного тока.
Сопротивление проводника: определение, единицы измерения, физический
смысл.
4. Зависимость сопротивления металлического резистора от длины,
площади поперечного сечения и
материала. Удельное сопротивление вещества.
5. Зависимость силы тока от величины сопротивления участка цепи, к
которому приложено неизменное
напряжение.
6. Закон Ома для участка цепи: формулировка,
математическая запись, физический смысл.
2. Продемонстрировать зависимость периода колебаний нитяного и
пружинного маятников от параметров
колебательной системы.
1. Сформулировать цель исследования.
2. Отобрать необходимое оборудование, изобразить и собрать установку
для проведения
эксперимента.
3. Представить приборы, с помощью которых будут проводиться
измерения. Указать их пределы
измерения, цену деления и погрешность прямого измерения величины.
4. Провести исследование с пружинным маятником, устанавливая
зависимость периода колебаний на
данной пружине от массы подвешенного груза. Представить результаты
измерений в виде таблицы.
5. Провести исследование с пружинным маятником, устанавливая
зависимость периода колебаний груза
заданной массы на пружинах разной жесткости. Представить результаты
измерений в виде таблицы.
6. Представить полученные результаты в виде графиков. Объяснить
обнаруженные
закономерности.
3. Задачи на расчет силы давления атмосферы на плоскость.
1 тип. С какой силой давит воздух на поверхность страницы тетради шириной
16 см и высотой 20 см?
Атмосферное давление 100000 Па.
2 тип. Определите силу давления атмосферы на поверхность стола площадью
0,7 м2. Нормальное
атмосферное давление равно 760 мм рт. ст.
3 тип. На какой высоте летит самолет, если барометр в кабине летчика
показывает 100641 Па, а на
поверхности земли давление нормальное?
4 тип. При входе на станцию метро барометр показывает 101,3 кПа.
Определите, на какой глубине находятся
платформы станции метро, если барометр на этой платформе показывает 101
674 Па.
5 тип. Во сколько раз давление колеса автомобиля на поверхность шоссе
больше нормального атмосферного
давления? Воспользуйтесь рисунком, чтобы выбрать необходимые для решения
задачи данные.
Билет 16
1. Магнитное поле. Действие магнитного поля на электрические
заряды.
1. Понятие о постоянном магнитном поле. Источники магнитного поля:
постоянный магнит и постоянный
электрический ток. Опыт Эрстеда.
2. Магнитное поле как особый вид материи. Привести примеры
показывающие, что магнитное поле
материально.
3. Магнитное взаимодействие. Опыт Ампера. Сила Ампера: как обнаружить
эту силу, от чего зависит ее
величина, каково направление силы Ампера.
4. Индукция магнитного поля – силовая характеристика магнитного поля:
определение, обозначение,
единицы измерения, физический смысл.
5. Линии магнитной индукции, их особенность. Изобразить картину
силовых линий прямого и кругового
тока. Применить правило буравчика для определения направления силовых
линий.
6. Действие магнитного поля на заряженную частицу. Сила Лоренца:
понятие, величина, направление.
Особенность движения заряженной частицы в магнитном поле.
2. Провести опыты по обнаружению основных макроскопических свойств
жидкостей, газов и твердых тел и
объяснить их на основе молекулярных пред-ставлений.
1. Сформулировать цель исследования.
2. Отобрать необходимое оборудование, изобразить и собрать установки
для проведения опытов.
3. Представить приборы, с помощью которых будут проводиться
измерения. Указать их пределы
измерения, цену деления и погрешность прямого измерения величины.
4. Провести опыты по обнаружению формы и собственного объема твердого
тела, жидкости и газа.
5. Провести опыты по сжатию твердых тел, жидкости и газа.
6. Проанализировать таблицу плотности твердых тел, жидкостей и
газов.
7. Провести опыты по передаче давления твердыми телами, жидкостями и
газами.
8. Провести опыты по дроблению, диффузии и прочее.
9. Сформулировать основные положения молекулярно-кинетической
теории.
10. Объяснить выявленные закономерности с помощью основных положений
МКТ.
3. Задачи на применение закона сохранения энергии при свободном
падении.
1 тип. Камень свободно падает с высоты 80 м. Какова скорость камня в
момент падения на землю?
2 тип. Тело свободно падает с некоторой высоты и у поверхности земли
достигает скорости 100 м/с. С какой
высоты падало это тело?
3 тип. С вертолета, неподвижно висящего над землей на высоте 100 м,
сбрасывают небольшой мешок с почтой.
Какой будет скорость мешка на высоте 50 м, если силой сопротивления
воздуха можно пренебречь?
4 тип. С вертолета, поднимающегося вертикально вверх со скоростью 1,5 м/с,
на высоте 100 м над
поверхностью земли, выпадает мяч. Какой будет скорость мяча на высоте 50
м, если силой сопротивления
воздуха можно пренебречь?
5 тип. На какой высоте скорость тела, брошенного вертикально вверх,
уменьшится вдвое?
Билет 17
1. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны и их свойства.
1. Понятие об электромагнитном поле как о форме материи. Привести
примеры, подтверждающие его материальность.
2. Взаимосвязь переменного электрического и переменного магнитного
полей: явление электромагнитной индукции и явление магнитоэлектрической
индукции (гипотеза Максвелла).
3. Электромагнитные волны как процесс распространения в пространстве
электромагнитного поля, созданного движущейся с ускорением заряженной
частицы.
4. Опыты Герца. Свойства электромагнитных волн.
5. Использование электромагнитных волн для осуществления радио,
телевизионной и космической связи.
2. Измерение плотности твердого тела произвольной формы.
1. Сформулировать цель исследования.
2. Отобрать необходимое оборудование.
3. Представить приборы, с помощью которых будут проводиться
измерения. Указать их пределы измерения, цену деления и погрешность
прямого измерения величины.
4. Провести измерение объема выбранного тела, записать результат
измерений с указанием его погрешности.
5. Провести измерение массы выбранного тела, записать результат
измерений с указанием его погрешности.
6. Дать определение плотности и указать ее физический смысл.
7. Вычислить по экспериментальным данным плотность вещества
исследуемого тела.
8. Определить, из какого вещества изготовлено исследуемое тело,
пользуясь таблицами плотности. Сделать вывод.
3. Задачи на определение основных параметров гармонического
колебательного движения по его графику.
1 тип. На рисунке приведен график зависимости смещения колеблющейся точки
от времени. Найдите амплитуду, период и частоту колебаний. Опишите
начальное состояние колеблющейся точки.
2 тип. На рисунке приведен график зависимости заряда на обкладках
конденсатора в колебательном контуре от времени. Найдите амплитуду, период
и частоту колебаний. Опишите начальное состояние колебательного контура.
3 тип. Груз массой 2 кг подвешен на пружине и совершает гармонические
колебания, график которых приведен на рисунке. Какова жесткость пружины?
4 тип. Математический маятник совершает колебания, график которых приведен
на рисунке. Найдите длину нити маятника.
5 тип. На рисунке приведен график зависимости заряда на обкладках
конденсатора емкостью 200 мкФ, включенного в колебательный контур, от
времени. Найдите индуктивность катушки контура.
6 тип. На рисунке приведены графики зависимости смещения двух
математических маятников от времени. Найдите амплитуду, период и частоту
колебаний. Опишите начальные состояния маятников.
7 тип. На рисунке приведены графики зависимости смещения двух
математических маятников от времени. Какой маятник имеет большую длину
подвеса?.
Билет 18
1. Свет как электромагнитная волна. Закон прямолинейного
распространения света. Явления отражения и преломления света.
1. Свет как электромагнитная волна: излучение света атомом при
переходе из одного возбужденного состояния в другое возбужденное или
основное; одинаковость скорости распространения света и электромагнитных
волн; способность распространяться в разных средах и в вакууме; наличие
волновых свойств (дифракция и интерференция), поперечность (явление
поляризации). (Не требуется рассказывать о каждом из перечисленных
явлений, их нужно только перечислить!)
2. Источники света (естественные и искусственные: примеры; точечные и
протяженные: примеры). Понятие светового луча.
3. Закон прямолинейного распространения света. Опыты,
свидетельствующие о прямолинейном распространении света. Явления,
происходящие вследствие прямолинейного распространения света: образование
тени (построить поясняющий чертеж), солнечные и лунные затмения (построить
чертеж).
4. Отражение света. Диффузное и зеркальное отражение света. Угол
падения и угол отражения света. Закон отражения света: формулировка,
математическая запись. Построить чертеж отражения света точечного
источника от плоского зеркала.
5. Преломление света. Привести примеры опытов, в которых это явление
происходит. Угол преломления.
6. Закономерности явления преломления света. Оптически более плотная
и оптически менее плотная среды. Ход луча при переходе из одной среды в
другую.
7. Закон преломления света. Показатель преломления, его физический
смысл.
8. Рассказать об использовании явлений отражения и преломления света
человеком.
2. Провести измерение величины атмосферного давления, температуры и
влажности воздуха в помещении.
1. Сформулировать цель исследования.
2. Представить приборы, с помощью которых будут проводиться
измерения. Указать их пределы измерения, цену деления и погрешность
прямого измерения величины.
3. Рассказать об особенностях устройства каждого прибора (барометра-
анероида, термометра и психрометра) и принципе их действия.
4. Провести измерения, записать результаты измерений с указанием
погрешности.
3. Задачи на чтение графика зависимости силы упругости от величины
деформации.
1 тип. Ученик измерял величину деформации пружины при подвешивании к ней
груза разного веса. Результаты, полученные им в опыте, приведены в
таблице. По данным этой таблицы постройте график зависимости величины
деформации от веса тела. Какой график получился? Можно ли по нему
определить, какой будет величина деформации, если к пружине подвесить груз
весом 6 Н?
Вес груза, Н | 1 | 2 | 3
| 4 | 5 |
Величина деформации, см | 0,5 ± 0,1 | 0,9 ± 0,1
| 1,6 ± 0,1 | 1,9 ± 0,1 | 2,5 ±
0,1 |
2 тип. При изучении зависимости величины силы упругости
от величины деформации были получены данные, приведенные в таблице.
Постройте график зависимости силы упругости от величины деформации по
данным таблицы. Какой вывод можно сделать на основании этого графика?
Сила упругости, Н,(± 0,1 Н) | 0
| 2,0
| 3,9 | 6,2 |
Длина пружины, см,(± 0,5 см) | 10,0 | 11,0
| 12,5 | 13,0 |
3 тип. На рисунке приведен график зависимости величины силы упругости от
величины деформации. Какую информацию можно получить из этого графика?
4 тип. Найдите жесткость каждой пружины по графику зависимости силы
упругости, возникающей при растяжении, от величины деформации. У какой из
пружин жесткость больше и во сколько раз?
5 тип. На рисунке приведены графики зависимости величины силы упругости,
возникающей при растяжении пружин, от величины деформации. Какую из пружин
надо растянуть сильнее и во сколько раз, чтобы величина силы упругости
пружин была одинаковой?
6 тип. На рисунке приведены графики зависимости величины силы упругости,
возникающей при растяжении пружин, от величины деформации. К какой из
пружин надо подвесить груз большего веса и во сколько раз, чтобы величина
деформации пружин была одинаковой?
Билет 19
1. Явления, подтверждающие сложное строение атома. Опыты Резерфорда.
Планетарная модель атома.
1. Явления, подтверждающие сложное строение атома: явление
электризации тел, явление радиоактивности, открытие электрона.
2. Модель атома Томсона и опыты Резерфорда. Цель опытов, схема
экспериментальной установки, модель опыта, результаты опыта и их
интерпретация.
3. Планетарная модель атома. Ядро атома.
4. Объяснение на основе планетарной модели основных свойств атома
(ионизация, способность электризоваться положительно или отрицательно,
размеры, масса). Трудности планетарной модели. Постулаты Бора. Объяснение
излучения света атомами.
2. Провести опыты, обнаруживающие разные способы теплопередачи и их
основные закономерности.
1. Сформулировать цель исследования.
2. Отобрать необходимое оборудование, изобразить и собрать установку
для проведения эксперимента.
3. Представить приборы, с помощью которых будут проводиться
измерения. Указать их пределы измерения, цену деления и погрешность
прямого измерения величины.
4. Провести опыты по теплопроводности твердых тел, жидкостей и газов.
Выявить основные закономерности этого вида теплопередачи.
5. Провести опыты по конвекции в жидкостях и газах. Выявить основные
закономерности конвекции.
6. Провести опыты по излучению. Выявит основные закономерности этого
вида теплопередачи.
7. Сделать выводы.
3. Задачи на расчет давления твердого тела.
1 тип. Человек давит на лопату с силой 200 Н. Найдите
давление лопаты на почву, если площадь ее острой кромки составляет 1 см2.
2 тип. Автомобиль массой 4000 кг имеет площадь опоры 800
см2. Чему равна сила давления и давление автомобиля на дорогу?
3 тип. Останкинская башня телецентра в Москве (самое
высокое сооружение в мире) опирается на фундамент десятью опорами, площадь
каждой из которых равна 4,7 м2. Масса башни равна 32000 т. Определите
давление, производимое башней на фундамент. Какое давление должен
выдерживать фундамент башни, если запас прочности фундамента равен 7?
4 тип. Принимая длину одной лыжи равной 1,5 м и ширину –
8 см, определите давление, которое оказывает на снег мальчик массой 50 кг.
Сможет ли он проехать на лыжах по льду, который выдерживает давление 1700
Па?
5 тип. Какое давление оказывает на грунт мраморная
колонна объемом 6 м3, если площадь ее основания равна 1,5
м2?
6 тип. Какое давление создает на фундамент кирпичная
стена высотой 10 м?
Билет 20
1. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Ядерные
силы. Энергия связи и прочность ядер. Выделение и поглощение энергии в
ядерных реакциях.
1. Явление, свидетельствующее о сложном строении атомного ядра:
радиоактивность. Протонно-нейтронная модель атомного ядра.
2. Ядро атома: размеры, состав. Ядерные силы:
короткодействующие, зарядовонезависимые, «сильные».
3. Прочность ядра. Понятие об энергии связи ядра и удельной энергии
связи. Комментарий к диаграмме зависимости удельной энергии связи от
массового числа.
4. Превращения ядер. Ядерные реакции. Написать уравнение ядерной
реакции и показать, как «работают» законы сохранения массового числа,
электрического заряда и энергии.
5. Поглощение и выделение энергии в ядерных реакциях.
6. Принципиальная возможность получения ядерной энергии в
промышленных масштабах (атомные и термоядерные электростанции).
Экологические проблемы ядерной энергетики.
2. Провести опыты, обнаруживающие закономерности явления испарения
жидкостей.
1. Сформулировать цель исследования.
2. Отобрать необходимое оборудование, изобразить и собрать установку
для проведения эксперимента.
3. Провести исследование зависимости скорости испарения жидкости при
данной температуре от величины площади ее свободной поверхности. Выявить
за-кономерности.
4. Провести исследование зависимости скорости испарения данной
жидкости от температуры, выявить закономерности.
5. Провести исследование зависимости скорости испарения данной
жидкости от наличия «ветра» (отвод испарившейся жидкости от свободной
поверхности), выявить закономерности.
6. Провести исследование зависимости скорости испарения разных
жидкостей при одинаковой температуре. Выявить закономерности.
7. Обнаружить уменьшение температуры жидкости при ее испарении.
8. Объяснить обнаруженные закономерности на основе представлений о
строении жидкости и газа.
3. Задачи на расчет давления жидкости.
1 тип. Определите гидростатическое давление на глубине 0,5 м в воде.
Каково давление в воде на этой глубине?
2 тип. Рассчитайте давление керосина на дно сосуда, изображенного на
рисунке. Воспользуйтесь данными из рисунка.
3 тип. Сосуды с водой, изображенные на рисунке, имеют одинаковые площади
дна. В каком из них давление на дно больше и во сколько раз?
4 тип. Сосуды с водой, изображенные на рисунке, имеют разные площади дна.
В каком из них давление больше и во сколько раз?
5 тип. Сосуды с водой, изображенные на рисунке, имеют разные площади дна.
В каком из них давление больше и во сколько раз?
6 тип. В одинаковые сосуды налиты равные массы воды и керосина. Сравните
давления этих жидкостей на дно сосудов.
7 тип. В одинаковые цилиндрические сосуды налиты вода и керосин равного
объема. Сравните давление этих жидкостей на дно сосудов.
Вернуться к началу, билеты 1-11
Оставить комментарий Сообщить об ошибке
|