На главую страницу

Физика → Методика → Экзамены → План ответов на вопросы к экзамену


Учебно-методический портал «Физмат класс»
Фрадкин В. Е.
План ответов на вопросы экзамена по физике для 9 класса

Содержание

Билет 1. Механическое движение. Характеристики механического движения. Относительность движения. Измерение сопротивления проволочного резистора. Задачи на расчет количества теплоты, которое требуется для плавления твердого тела при температуре плавления.
Билет 2. Законы Ньютона. Примеры проявления законов Ньютона в природе и их использование в технике. Экспериментальное определение фокусного расстояния собирающей линзы с использованием удаленного источника света, линейки и экрана. Задачи на расчет количества теплоты, необходимого для нагревания жидкости.
Билет 3. Импульс тела. Закон сохранение импульса. Примеры проявления закона сохранения импульса в природе и его использование в технике. Получить изображение пламени свечи на экране при помощи собирающей линзы, изучить свойства изображения и выполнить построение изображения для разных положений свечи по отношению к линзе. Задачи на расчет количества теплоты, которое требуется для перевода в пар жидкости при температуре кипения.
Билет 4. Механическая работа. Энергия. Закон сохранения механической энергии. Собрать электрическую цепь и продемонстрировать действия электрического тока. Задачи на расчет массы тела по его плотности.
Билет 5. Механические колебания. Характеристики колебательного движения. График колебания. Продемонстрировать опыты, позволяющие обнаружить явление электромагнитной индукции и изучить его закономерности. Задачи на составление уравнения ядерной реакции.
Билет 6. Механические волны. Длина волны, скорость распространения волны и соотношения между ними. Звуковые волны и их свойства. Продемонстрировать опыты по электризации тел и изучить взаимодействие электрических зарядов разных знаков. Задачи на построение изображения в тонкой линзе.
Билет 7. Представления о дискретном строении вещества. Агрегатные состояния вещества и опытное обоснование характера движения и взаимодействия частиц в разных агрегатных состояниях. Продемонстрировать опыты по взаимодействию постоянных магнитов, получить спектры магнитных полей постоянных магнитов разной формы. Задачи на чтение и интерпретацию графиков зависимости кинематических величин от времени.
Билет 8. Внутренняя энергия тел и способы ее изменения. Учет и использование в технике и быту разных способов теплопередачи. Экспериментальная проверка правила моментов сил на примере тела, имеющего ось вращения (рычаг или блок). Задачи на применение закона Ома для участка цепи.
Билет 9. Плавление и отвердевание кристаллических тел и его объяснение на основе представлений о дискретном строении вещества. Удельная теплота плавления. Измерение жесткости пружины лабораторного динамометра. Задачи на расчет сопротивления проводника.
Билет 10. Испарение и конденсация жидкостей и их объяснение на основе представлений о дискретном строении вещества. Удельная теплота парообразования. Измерение периода колебаний нитяного маятника и изучение зависимости его величины от длины подвеса. Задачи на расчет мощности и работы электрического тока.
Билет 11. Тепловой двигатель и его коэффициент полезного действия. Влияние тепловых двигателей на окружающую среду и способы уменьшения их вредного воздействия. Измерение коэффициента трения дерева по дереву. Задачи на расчет количества теплоты, выделяемого электрическим нагревателем.
Билет 12. Электризация тел. Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Измерение кпд простого механизма (наклонной плоскости). На отражение света от плоского зеркала.
Билет 13. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Провести опыты, обнаруживающие действие жидкости на погруженное в нее тело и выяснить, от чего зависит величина этой силы. Задачи на применение второго закона Ньютона при прямолинейном дви-жении.
Билет 14. Постоянный электрический ток, условия его существования. Сила тока и напряжение. Провести опыты, обнаруживающие существование атмосферного давления. Задачи на применение формул механической работы и мощности при равномерном движении.
Билет 15. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление металлического проводника и его зависимость от размеров и вещества проводника. Удельное сопротивление вещества. Продемонстрировать зависимость периода колебаний нитяного и пружинного маятников от параметров колебательной системы. Задачи на расчет силы давления атмосферы на плоскость.
Билет 16. Магнитное поле. Действие магнитного поля на электрические заряды. Провести опыты по обнаружению основных макроскопических свойств жидкостей, газов и твердых тел и объяснить их на основе молекулярных пред-ставлений. Задачи на применение закона сохранения энергии при свободном падении.
Билет 17. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны и их свойства. Измерение плотности твердого тела произвольной формы. Задачи на определение основных параметров гармонического колебательного движения по его графику.
Билет 18. Свет как электромагнитная волна. Закон прямолинейного распространения света. Явления отражения и преломления света. Провести измерение величины атмосферного давления, температуры и влажности воздуха в помещении. Задачи на чтение графика зависимости силы упругости от величины деформации.
Билет 19. Явления, подтверждающие сложное строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Провести опыты, обнаруживающие разные способы теплопередачи и их основные закономерности. Задачи на расчет давления твердого тела.
Билет 20. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи и прочность ядер. Выделение и поглощение энергии в ядерных реакциях. Провести опыты, обнаруживающие закономерности явления испарения жидкостей. Задачи на расчет давления жидкости.

Билет 1

1. Механическое движение. Характеристики механического движения. Относительность движения.

1. Привести примеры механического движения в природе, животном мире, мире техники.

2. Выявить общее в движении этих объектов и дать определение механического движения. Сформулировать задачу механики.

3. Дать определение понятий «система отсчета» и «материальная точка».

4. Какие величины нужны для того, чтобы решить задачу механики:

– траектория и путь (примеры, способ измерения и обозначение величины);

– прямолинейное и криволинейное движения (определения и примеры).

5. Равномерное прямолинейное движение: определение, примеры, рисунок- схема.

6. Скорость при равномерном прямолинейном движении: определение, обозначение, единицы измерения, значение скорости некоторых объектов (автомобиль, самолет, человек, свет).

7. График зависимости координаты и скорости при равномерном прямолинейном движении и их особенности.

8. График скорости при равноускоренном движении. Обнаружение главного признака равноускоренного прямолинейного движения.

9. Понятие прямолинейного равноускоренного движения, ускорение: определение, единица измерения, физический смысл.

10. Как найти скорость тела при равноускоренном прямолинейном движении?

11. Относительность механического движения: привести примеры относительности координаты, траектории, пути, скорости движения одного и того же тела в разных системах отсчета.


2. Измерение сопротивления проволочного резистора.

1. Сопротивление – характеристика проволочного резистора:

– обнаруживается при протекании тока по нему;

– ограничивает силу тока в резисторе;

– способствует превращению энергии электрического тока во внутреннюю (тепловую) энергию.

2. Изобразить и описать схему электрической цепи, содержащую исследуемый резистор. Собрать электрическую цепь по схеме.

3. Назвать приборы, необходимые для проведения измерений в этой цепи. Особенности включения этих приборов в цепь. Найти и назвать основные характеристики приборов: цену деления, пределы измерения и погрешность прямого измерения соответствующей величины.

4. Провести измерение напряжения и силы тока в резисторе при разных положениях ползунка реостата. Результаты измерений представить в виде таблицы.

5. По табличным результатам изобразить график зависимости силы тока от напряжения.

6. По графику определить сопротивление металлического проводника.

3. Задачи на расчет количества теплоты, которое требуется для плавления твердого тела при температуре плавления.

1 тип. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы расплавить стальную деталь массой 0,2 т, взятую при температуре плавления?

2 тип. На сколько увеличивается внутренняя энергия куска свинца массой 0,3 кг, взятый при температуре плавления, в результате плавления.

3 тип. Какое тело имеет меньшую внутреннюю энергию при температуре 00С: 1 кг воды или 1 кг льда? Ответ обосновать.

4 тип. Алюминиевый и медный бруски, массой 10 кг каждый, нагреты до температуры их плавления. Для плавления какого бруска потребуется большее количество теплоты и во сколько раз?

5 тип. Масса какого металла – золота или серебра – должна быть больше и во сколько раз, чтобы количество теплоты, достаточное для плавления металла, было одинаковым в обоих случаях?

6 тип. Какому из двух тел одинакового объема – алюминиевому или свинцовому – нужно передать большее количество теплоты, чтобы перевести его в жидкое состояние при температуре плавления? Во сколько раз?

7 тип. На рисунке изображен график зависимости температуры куска меди массой 200 г от переданного ему количества теплоты. Какое количество теплоты было передано в процессе плавления? Вся ли медь расплавилась?

Билет 2

1. Законы Ньютона. Примеры проявления законов Ньютона в природе и их использование в технике.

1. Привести примеры взаимодействия тел. Рассмотреть случаи, когда действия тел на рассматриваемое тело скомпенсированы и когда эти действия не скомпенсированы.

2. Сформулировать первый закон Ньютона. Дать определение инерциальной системы отсчета. Привести примеры инерциальных систем отсчета.

3. Сформулировать второй закон Ньютона. Записать формулу второго закона для случая, когда на тело действует одна сила и несколько сил. Дать определение единицы измерения силы – ньютон.

4. Сформулировать третий закон Ньютона. Записать его математически. Назвать свойства сил действия и противодействия.

5. Привести примеры проявления законов Ньютона в природе и технике.

2. Экспериментальное определение фокусного расстояния собирающей линзы с использованием удаленного источника света, линейки и экрана.

1. Линза – простейший оптический прибор. Входит как составная часть в такие приборы, как микроскоп, телескоп, спектроскоп, фотоаппарат, проекционный аппарат.

2. Линза: определение, явление, лежащее в основе принципа ее действия; фокус линзы.

3. Обосновать возможность нахождения опытным путем положения фокуса собирающей линзы и измерения фокусного расстояния.

4. Построить чертеж, поясняющий смысл понятия «фокус».

5. Собрать установку, позволяющую получить на экране изображение удаленного предмета, получить изображение на экране и измерить фокусное расстояние собирающей линзы.

3. Задачи на расчет количества теплоты, необходимого для нагревания жидкости.

1 тип. Рассчитайте количество теплоты, необходимое для нагревания 2л воды от 20°С до 100°С.

2 тип. На сколько увеличивается внутренняя энергия кирпича массой 3,5 кг при нагревании от 25°С до 225°С?

3 тип. Какой из двух одинаковых утюгов имеет большую внутреннюю энергию: нагретый до 120°С или имеющий комнатную температуру 20°С? На сколько? Принять массу стальной подошвы утюгов равной 700 г.

4 тип. Для нагревания какого из двух тел одинаковой массы на 100°С – стального или алюминиевого – потребуется большее количество теплоты? Во сколько раз?

5 тип. Масса какого тела – золотого или серебряного – должна быть больше и во сколько раз, чтобы при передаче им одинаковых количеств теплоты изменение их температуры оказалось одинаковым?

6 тип. Какому из двух тел одинакового объема – стальному или оловянному – нужно будет передать большее количество теплоты для того, чтобы изменение температуры составило 100°С? Во сколько раз?

7 тип. На рисунке изображен график зависимости температуры слитка меди от переданного ему количества теплоты. Какое количество теплоты было передано в процессе нагревания? Какова масса этого слитка?

Билет 3

1. Импульс тела. Закон сохранение импульса. Примеры проявления закона сохранения импульса в природе и его использование в технике.

1. Дать определение импульса, записать формулу для расчета импульса тела и прокомментировать ее. Единицы измерения импульса.

2. Рассмотреть примеры случаев, в которых импульс тела не меняется и в которых импульс меняется. Сделать вывод.

3. Сформулировать второй закон Ньютона в импульсной форме, записать формулу закона.

4. Привести пример взаимодействия двух тел и объяснить, что происходит с импульсом каждого тела при взаимодействии. (Вывести закон сохранения импульса.)

5. Записать формулу закона сохранения импульса, прокомментировать ее, сформулировать закон, определить границы применимости закона.

6. Дать определение замкнутой системы тел. Привести примеры замкнутых систем.

7. Привести примеры проявления закона сохранения импульса в природе и технике.

2. Получить изображение пламени свечи на экране при помощи собирающей линзы, изучить свойства изображения и выполнить построение изображения для разных положений свечи по отношению к линзе.

1. Линза – простейший оптический прибор. Входит как составная часть в такие приборы, как микроскоп, телескоп, спектроскоп, фотоаппарат, проекционный аппарат.

2. Линза: определение, явление, лежащее в основе принципа ее действия; фокус линзы.

3. Назвать оборудование, необходимое для выполнения задания. Расположить свечу на максимальном расстоянии с одной стороны от линзы, а экран рядом с линзой с другой стороны. Отодвигая экран от линзы, найти такое его положение, при котором изображение пламени свечи становится четким. Дать характеристику изображению.

4. Постепенно приближать свечу к линзе, не меняя ее положения на столе. Получить изображение пламени на экране для нескольких положений свечи по отношению к линзе. Каждый раз давать характеристику изображения.

5. Найти такое положение свечи по отношению к линзе, когда на экране образуется светлое пятно, диаметр которого не меняется при изменении положения экрана по отношению к линзе. Объяснить наблюдаемое явление. Дать определение этой точки линзы.

6. Расположить свечу между фокусом линзы и ее оптическим центром и показать опытным путем, что после линзы образуется расходящийся пучок света. Дать интерпретацию явления.

7. Построить изображение пламени свечи при разных положениях его по отношению к линзе.

3. Задачи на расчет количества теплоты, которое требуется для перевода в пар жидкости при температуре кипения.

1 тип. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы испарить 0,2 кг воды, взятой при температуре кипения?

2 тип. На сколько увеличивается внутренняя энергия 0,3 кг спирта, взятого при температуре кипения, в результате полного превращения в пар?

3 тип. Какое тело имеет меньшую внутреннюю энергию при температуре 1000С: 1 кг воды или 1 кг пара? Ответ обосновать.

4 тип. Спирт и вода, массой по 10 кг, нагреты до температуры их кипения. Для превращения в пар какой жидкости потребуется большее количество теплоты и во сколько раз?

5 тип. Масса какой жидкости – эфира или спирта – должна быть больше и во сколько раз, чтобы количество теплоты, достаточное для превращения их в пар при температуре кипения, было одинаковым в обоих случаях?

6 тип. Какой из двух жидкостей одинакового объема – воде или ртути – нужно передать большее количество теплоты, чтобы перевести ее в газообразное состояние при температуре кипения? Во сколько раз?

7 тип. На рисунке изображен график зависимости температуры воды массой 200 г от переданного ей количества теплоты. Какое количество теплоты было передано в процессе парообразования? Вся ли вода испарилась?

Билет 4

1. Механическая работа. Энергия. Закон сохранения механической энергии.

1. Понятие механической работы, привести примеры ситуаций, в которых совершается работа. Условия совершения работы.

2. Записать формулу работы для случая, когда направление перемещения тела совпадает с направлением действия силы. Единицы измерения работы.

3. Работа как физическая величина, характеризующая процесс изменения механического состояния тела. Энергия как величина, характеризующая механическое состояние тела (системы тел) с точки зрения возможности совершения работы.

4. Виды механической энергии. Кинетическая энергия, определение, формула для расчета, единицы измерения. Привести примеры, показывающие, что при совершении работы изменяется кинетическая энергия тела.

5. Виды механической энергии. Потенциальная энергия, определение, формула для расчета, единицы измерения. Привести примеры, показывающие, что при совершении работы изменяется потенциальная энергия тела.

6. Привести примеры, демонстрирующие способность энергии переходить из одного вида в другой.

7. Сформулировать закон сохранения механической энергии в замкнутых системах тел, между которыми не действуют силы сопротивления. Привести математическую запись закона.

2. Собрать электрическую цепь и продемонстрировать действия электрического тока.

1. Отобрать оборудование для проведения эксперимента и обосновать их необходимость.

2. Изобразить схему или схемы электрических цепей, которые нужно собрать для обнаружения действий тока.

3. Собрать установку и провести наблюдение теплового действия тока. Прокомментировать результаты наблюдения.

4. Собрать установку и провести наблюдение химического действия тока. Прокомментировать результаты наблюдения.

5. Собрать установку и провести наблюдение магнитного действия тока. Прокомментировать результаты наблюдения.

6. Сравнить действия тока, выявить наиболее универсальное из них.

3. Задачи на расчет массы тела по его плотности.

1 тип. В бутылку налито 0,5 л подсолнечного масла. Какова масса масла в бутылке?

2 тип. На сколько увеличивается масса ковша для разливки стали, если в него налить 2,5 м3 расплавленной стали плотностью 7100 кг/м3?

3 тип. Какое тело имеет меньшую массу 1л воды или 1 дм3 льда? Ответ обосновать.

4 тип. Спирт и воду, массой по 10 кг, нужно налить в сосуды. Для какой жидкости потребуется сосуд большей емкости? Во сколько раз?

5 тип. Масса какой жидкости – эфира или спирта – должна быть больше и во сколько раз, чтобы объем сосудов, в которые они налиты, были одинаковыми?

6 тип. Лаборант, идущий на склад для получения 5 кг ртути, взял с собой пол-литровую склянку. Не придется ли ему возвращаться за сосудом большей емкости?

7 тип. На рисунке изображен график зависимости массы вещества от объема для двух разных веществ. Определите по графику, у какого из двух веществ плотность больше? Найдите плотность каждого вещества по данным графика и определите, какие это вещества.

Билет 5

1. Механические колебания. Характеристики колебательного движения. График колебания.

1. Привести примеры тел, совершающих механические колебания. Выявить и сформулировать признаки колебательного движения.

2. Условия возникновения колебаний. Понятие колебательной системы. Примеры механических колебательных систем. Свободные и вынужденные колебания.

3. Характеристики колебательного движения: амплитуда колебания. Физический смысл, от чего зависит, как обозначается, единицы измерения.

4. Характеристики колебательного движения: период и частота колебания. Физический смысл, от чего зависит, как обозначаются, единицы измерения.

5. Изменение координаты (смещения из положения равновесия), скорости и ускорения тела в колебательном движении. График зависимости координаты от времени.

6. Превращения энергии в колебательном движении.

2. Продемонстрировать опыты, позволяющие обнаружить явление электромагнитной индукции и изучить его закономерности.

1. Отобрать оборудование для проведения эксперимента и обосновать его необходимость.

2. Сформулировать цель опытов Фарадея по обнаружению явления электромагнитной индукции.

3. Изобразить схему электрической цепи и собрать цепь. Рассказать, каким образом в цепи будет регистрироваться электрический ток. Обосновать, почему в цепи отсутствует источник тока.

4. Провести опыты по обнаружению явления электромагнитной индукции.

5. Выявить закономерности в протекании явления. Сделать выводы, объяснить результаты наблюдений.

3. Задачи на составление уравнения ядерной реакции.

1 тип. Какая ядерная реакция происходит при облучении - частицами ядер изотопа азота-14, если одним из продуктов реакции является протон?

2 тип. Ядра алюминия-27 облучались нейтронами. В результате в образце накопились ядра натрия-24. Какие еще частицы являлись продуктом реакции?

3 тип. Какая частица вызвала превращение ядра марганца- 55, если продуктами реакции оказались ядро железа-56 и нейтрон?

4 тип. При облучении образца протонами образовались ядра натрия-22 и гелия-4. Определите состав образца.

Билет 6

1. Механические волны. Длина волны, скорость распространения волны и соотношения между ними. Звуковые волны и их свойства.

1. Привести примеры распространения механических колебаний в среде. Выявить и сформулировать признаки волнового движения.

2. Условия возникновения механической волны. Понятие источника волны. Примеры источников волн. Примеры сред, в которых могут распространяться механические волны.

3. Характеристики волнового движения: амплитуда колебания в волне. Физический смысл, от чего зависит, как обозначается, единицы измерения.

4. Характеристики волнового движения: период и частота колебания частиц среды. Физический смысл, от чего зависит, как обозначаются, единицы измерения.

5. Характеристики волнового движения: скорость волны. Физический смысл, от чего зависит, как обозначаются, единицы измерения.

6. Характеристики волнового движения: длина волны. Физический смысл, от чего зависит, как обозначаются, единицы измерения.

7. Связь длины волны со скоростью ее распространения в среде и частотой источника волн.

8. Механизм образования механической волны. Продольные и поперечные волны. Примеры таких волн.

9. Перенос энергии волной.

2. Продемонстрировать опыты по электризации тел и изучить взаимодействие электрических зарядов разных знаков.

1. Отобрать оборудование для проведения эксперимента и обосновать его необходимость.

2. Сформулировать цель исследования. Продемонстрировать явление электризации трением и электрическое взаимодействие заряженного и нейтрального тел.

3. Обнаружить два рода электрических зарядов.

4. Объяснить результаты наблюдений и экспериментов. Сделать выводы.

3. Задачи на построение изображения в тонкой линзе.

1 тип. Постройте изображение стрелки в собирающей линзе с фокусным расстоянием 5 см, если она находится на расстоянии 10 см от оптического центра линзы. Каковы свойства этого изображения? Можно ли получить его на экране?

2 тип. Постройте изображение стрелки в рассеивающей линзе с фокусным расстоянием 5 см, если она находится на расстоянии 10 см от оптического центра линзы. Каковы свойства этого изображения? Можно ли получить его на экране?

3 тип. Найдите построением положение стрелки, если ее изображение в собирающей линзе с фокусным расстоянием 10 см получилось на расстоянии 15 см от оптического центра линзы и оказалось действительным.

4 тип. Найдите построением положение стрелки, если ее изображение в собирающей линзе с фокусным расстоянием 10 см получилось на расстоянии 15 см от оптического центра линзы и оказалось мнимым.

5 тип. Найдите построением положение стрелки, если ее изображение в рассеивающей линзе с фокусным расстоянием 10 см получилось на расстоянии 5 см от оптического центра линзы.

6 тип. На рисунке изображена главная оптическая ось (ГОО) линзы, положение светящейся точки и ее изображения в этой линзе. Найдите построением положение оптического центра линзы, ее фокусов и тип линзы.

Билет 7

1. Представления о дискретном строении вещества. Агрегатные состояния вещества и опытное обоснование характера движения и взаимодействия частиц в разных агрегатных состояниях.

1. Рассказать об опытах по дроблению вещества и разбавлению растворов, испарении жидкостей и возгонке твердых тел. Гипотеза о дискретном строении вещества.

2. Атомы и молекулы. Характеристики (масса, размеры) структурных частиц вещества, порядок этих величин. Число частиц в макроскопических телах.

3. Опыты, свидетельствующие о движении частиц вещества (диффузия, броуновское движение). Характер движения частиц вещества, порядок величины скорости движения частиц при нормальных условиях.

4. Опыты и факты, свидетельствующие о существовании сил молекулярного взаимодействия. Особенности сил молекулярного взаимодействия (проявляются на расстояниях сравнимых с размерами молекул, зависят от расстояния, на расстояниях, меньших размеров молекулы, носят характер отталкивания, на больших – характер сил притяжения).

5. Сформулировать основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.

6. Газообразное состояние вещества с точки зрения теории строения вещества.

7. Жидкое состояние вещества с точки зрения теории строения вещества.

8. Твердые кристаллические вещества с точки зрения теории строения вещества.

2. Продемонстрировать опыты по взаимодействию постоянных магнитов, получить спектры магнитных полей постоянных магнитов разной формы.

1. Отобрать оборудование для проведения эксперимента и обосновать его необходимость.

2. Сформулировать цель исследования. Продемонстрировать взаимодействие магнита и тел, изготовленных из разных веществ.

3. Обнаружить два полюса у постоянного магнита и продемонстрировать взаимодействие разных полюсов.

4. Получить спектр полей полосового магнита. Дать определение линий магнитной индукции.

5. Объяснить результаты наблюдений и экспериментов. Сделать выводы.

3. Задачи на чтение и интерпретацию графиков зависимости кинематических величин от времени.

1 тип. По графику зависимости перемещения тела от времени определите: а) как двигалось тело в течение указанного промежутка времени; б) величину пе-ремещения за 8 ч; в) скорость движения тела.

2 тип. По графику зависимости скорости движения тела от времени определите: а) как двигалось тело в течение указанного промежутка времени; б) скорость движения тела; в) величину перемещения за 2,5 ч.

3 тип. По графику зависимости скорости движения тела от времени определите: а) как двигалось тело в течение указанного промежутка времени; б) начальную скорость движения; в) конечную скорость; г) величину ускорения; д) направление вектора ускорения.

4 тип. По графику зависимости скорости движения тела от времени определите: а) как двигалось тело в течение указанного промежутка времени; б) начальную скорость движения; в) конечную скорость; г) величину ускорения; д) направление вектора ускорения.

5 тип. По графику зависимости координаты тела от времени определите: а) как двигалось тело в течение указанного промежутка времени; б) амплитуду колебаний; в) период колебаний; г) частоту колебаний.

6 тип. По графику зависимости скорости движения тела от времени определите: а) как двигалось тело в течение указанного промежутка времени; б) максимальное значение скорости; в) период колебания; г) частоту колебания.

7 тип. По графику зависимости скорости движения тела от времени определите: а) как двигалось тело в разные промежутки времени; б) начальную скорость движения; в) конечную скорость; г) величину ускорения; д) направление вектора ускорения; е) путь, пройденный телом за первые 2 с движения.

Билет 8

1. Внутренняя энергия тел и способы ее изменения. Учет и использование в технике и быту разных способов теплопередачи.

1. Понятие энергии в механике (энергия – характеристика механического состояния тела или системы тел). Два вида механической энергии: кинетическая и потенциальная.

2. Сформулировать основные положения молекулярно- кинетической энергии.

3. Ввести понятие внутренней энергии тела. Показать, что она также характеризует состояние (но теперь «тепловое») тела или системы тел.

4. Два способа изменения внутренней энергии тела: совершение работы и теплопередача. Привести примеры опытов, в которых внутренняя энергия тела меня-ется, и указать, каким способом.

5. Количество теплоты как величина характеризующая изменение внутренней энергии тела в процессе теплопередачи. Единицы измерения количества теплоты.

6. Виды теплопередачи: теплопроводность. Закономерности теплопроводности.

7. Виды теплопередачи: конвекция. Закономерности конвекции.

8. Виды теплопередачи: излучение. Закономерности излучения.

9. Привести примеры проявления видов теплопередачи в природе и учет их закономерностей в быту и технике.

2. Экспериментальная проверка правила моментов сил на примере тела, имеющего ось вращения (рычаг или блок).

1. Сформулировать цель исследования.

2. Отобрать необходимое оборудование, изобразить и собрать установку для проведения эксперимента.

3. Представить приборы, с помощью которых будут проводиться измерения. Указать их пределы измерения, цену деления и погрешность прямого измерения величины.

4. Провести исследование, представить результаты измерений в виде таблицы.

5. Объяснить полученные результаты, установить и сформулировать правило моментов.

6. Предсказать значение величины силы, с помощью которой можно достичь равновесия рычага в конкретной ситуации.

3. Задачи на применение закона Ома для участка цепи.

1 тип. Напряжение в сети, в которую включен электрический утюг, равно 220 В. Какова сила тока в обмотке нагревательного элемента утюга, если его сопротивление 50 Ом?

2 тип. Вольтметром измеряют напряжение на участке цепи. Он показывает 120 В. Какой силы ток течет при этом через вольтметр, если его сопротивление 12 кОм?

3 тип. Сопротивление изоляции проводов 11 кОм. Можно ли использовать такие провода, если напряжение в сети 220 В, а допустимый ток утечки составляет 0,001 А?

4 тип. На рисунке изображен график зависимости силы тока в цепи резистора от напряжения, приложенного к его концам. а) Определите силу тока в резисторе при напряжении 10 В. б) Определите, при каком напряжении сила тока в резисторе равна 0,5 А. в) Рассчитайте сопротивление резистора.

5 тип. На рисунке изображены графики зависимости силы тока в цепи двух резисторов от напряжения, приложенного к концам каждого из них. а) Определите силу тока в каждом резисторе при напряжении 10 В. б) Какой из резисторов имеет большее сопротивление? в) Во сколько раз сопротивление одного резистора больше сопротивления другого?

6 тип. Какой силы ток течет в спирали электрического кипятильника, если он изготовлен из нихромовой проволоки сечением 0,1 мм2 и длиной 5 м?

Билет 9

1. Плавление и отвердевание кристаллических тел и его объяснение на основе представлений о дискретном строении вещества. Удельная теплота плавления.

1. Агрегатные превращения вещества: плавление и отвердевание кристаллических тел. Привести примеры, дать определение.

2. Закономерности плавления твердых кристаллических тел: наличие постоянной температуры плавления, постоянный приток тепла.

3. Температура плавления, таблица температур плавления для разных веществ.

4. Удельная теплота плавления, физический смысл, таблица удельной теплоты плавления для разных веществ. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления твердого тела при температуре плавления.

5. Объяснение закономерностей процесса плавления с позиций молекулярно-кинетической теории строения вещества.

6. Отвердевание кристаллических тел. Описание и объяснение процесса с позиций молекулярно-кинетической теории строения вещества.

7. Процессы плавления и отвердевания в природе, использование человеком, учет закономерностей в быту и технике.

2. Измерение жесткости пружины лабораторного динамометра.

1. Сформулировать цель исследования.

2. Отобрать необходимое оборудование, изобразить и собрать установку для проведения эксперимента.

3. Представить приборы, с помощью которых будут проводиться измерения. Указать их пределы измерения, цену деления и погрешность прямого измерения величины.

4. Провести исследование, представить результаты измерений в виде таблицы.

5. Представить результаты измерений в виде графика.

6. Объяснить полученные результаты, сформулировать закон Гука

Оставить комментарий
Сообщить об ошибке