|
По В. Далю: движение (состояние движимого и движущегося чего-либо), а также двигать, двигнуть, двинуть, двигивать, движити, пихать, переть, толкать, совать, таскать, волочить, перемещать вещь — приводить в движение, шевелить, колебать, возмущать. Вопрос. Правильно ли толкование В. Даля? Что мы понимаем под движением? Ответ. Прав. Движение — перемещение тела в пространстве с течением времени.
Цель урока:
Б) продолжение работы по формированию навыков учащихся:
– навыков экспериментальной работы; – навыков работы в группе;
– умение составлять задачи и решать их.
– о познаваемости окружающего мира и человечества.
– воспитание чувства товарищеской взаимовыручки – воспитание этики групповой работы
– составление схем; – умение формулировать выводы по изученному материалу. В) развитие грамотной устной речи Г) развитие навыков практической работы. Движение в живой природеМир живой природы наполнен движением. Даже в организмах внешне неподвижных живых существ происходит постоянное движение. Движутся соки в растениях, перетекает протоплазма в растительных и животных клетках, циркулирует межклеточная жидкость… Что же говорить о свободно движущихся организмах! С помощью жгутиков и ресничек движутся одноклеточные и простейшие организмы. Медленно поворачиваются к солнцу листья растений. Идут стада животных, летят стаи птиц. Сокращаются сердца, гоня кровь по сосудам, машут крыльями, бегут лапы и ноги, энергично работают хвосты. Движутся отдельные организмы, их части и органы… Не будет преувеличением сказать, что одно из важнейших свойств живого — движение — возникло одновременно с самой жизнью. По мере эволюционного «взросления» видов живых организмов изменялись и совершенствовались способы и формы их движения, а также обеспечивающие его органы и системы.
Движение простейших. Следующим по сложности, но тоже имеющим почтенный возраст, является движение с помощью ресничек и жгутиков. Обладают этими приспособлениями многие бактерии и ядерные (эукариотические) одноклеточные организмы. Благодаря биению ресничек и волнообразной работе жгутиков снабженные ими клетки перемещаются достаточно быстро.
Движение у многоклеточных. Именно сократительная способность белков и легла в основу дальнейшей эволюции способов движения. Важным этапом на этом пути стало появление мышечной ткани, из которой сформировалась мышечная система. Все мышцы состоят из множества удлиненных клеток — мышечных волокон, способных сокращаться и расслабляться. Первой возникла гладкая мышечная ткань. У большинства беспозвоночных животных и некоторых моллюсков она образует всю мускулатуру тела. У позвоночных организмов гладкая мускулатура входит в состав оболочек внутренних органов и многих желез. Ее сокращения регулируют величину просвета кровеносных сосудов, активность сокращений кишечни5ка, диаметр зрачка и т. д. Гладкие мышцы способны довольно медленно сокращаться, не уставая, долго находиться в сокращенном состоянии затрачивать относительно мало энергии, чтобы его поддерживать. Управляет движениями гладкой мускулатуры вегетативная нервная система. Сознательно регулировать ее работу позвоночные животные (в том числе и человек) не могут. Более «молодой» по сравнению с гладкой мускулатурой является поперечно-полосатая. Ее обладатели — насекомые, некоторые моллюски и все позвоночные животные. Если сравнить стремительный маневренный полет стрекозы с медлительным движением улитки, можно заключить, что поперечно-полосатые мышцы сокращаются намного быстрее гладких и управляет их работой опять же в отличие от гладких мышц непосредственно мозг. Правда, деятельность поперечно-полосатой мускулатуры и энергии требует больше. Однако совершенная мышечная система дает своим обладателям такие преимущества в поиске пищи и спасении от опасностей, в скорости и силе, что эти дополнительные травы, безусловно, оправдываются. Движение и скелетКогда древнегреческий ученый Архимед воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!», он вряд ли думал о том, как двигаются животные. Но в существовании опоры нуждается любое движение; нашлась опора и в мире живого. Ею стал скелет. Какие же функции выполняет скелет в организме? Прежде всего действительно опорные. Он играет роль жесткого и одновременно упругого каркаса, который помогает телу сохранять форму, например защищая его от сжатия. Ученые различают три основных типа скелетов: гидростатический, экзоскелет и эндоскелет. Обладателями гидростатического скелета являются животные с мягкими телами. В мышечных стенках их тел находится жидкость, оказывающая давление на мышцы. Она помогает животному сохранять размеры и форму тела. В свою очередь мышцы, сокращаясь, преодолевают давление жидкости и перераспределяют ее внутри всего тела или в отдельных его сегментах. Возникающие при этом волнообразные движения помогают организму перемещаться. Именно такой скелет поддерживает тело хорошо всем известного дождевого червя. В соответствии со своим названием экзоскелет (от греч. «Экзо» — снаружи) действительно покрывает тела животных снаружи. Он характерен для беспозвоночных, а его форма и состав бывают самыми различными. У крохотных фораминифер это одиночные известковые раковинки или многокамерные «домики»; массивный скелет рифообразующих кораллов также сложен из карбоната кальция. А красочное разнообразие моллюсков просто не поддается описанию. Но самыми легкими, сложными и совершенными экзоскелетами обладают членистоногие – ракообразные, паукообразные и насекомые. Твердые щитки экзоскелета членистоногих крепятся друг у другу подвижно, с помощью мягких хитиновых пленок. Поэтому такая конструкция помимо защиты обеспечивает членистоногим хорошую подвижность. Недостатки такого скелета: вес и громоздкость, по мере роста резко увеличиваются, жесткий скелет ограничивает рост тела хозяина, во время линьки старый скелет сбрасывается, а новый некоторое время мягкий и раздражимый. Всех этих недостатков лишен скелет третьего типа — внутренний, или эндосеклет (от греч. «эндон» — внутри) У простейших животных радиолярий это ажурная конструкция из кремневых иголочек — спикул. У некоторых головоногих моллюсков он представлен внутренней раковиной, но наиболее совершенным эндоскелетом обладают позвоночные животные. Образованный живой костной и хрящевой тканью, он растет вместе с телом животного, что исключает потребность в линьке. Его жесткие элементы подвижно связаны друг с другом с помощью особого рода шарниров — суставов, обеспечивающих телу гибкость, высокую подвижность и маневренность. Движение животных в пространстве
А) Обитатели водной среды.
Б) Движение в воздушном пространстве.
В) Движение по земле. Скользить умеют очень разные животные. Неторопливо несет свой домик по ею же созданной слизистой дорожке улитка. Стремительно скользит на животе по плотному снегу житель Антарктиды пингвин. Прекрасные пловцы, эти нелетающие птицы ходят довольно медленно. Если по дороге на рыбную ловлю им встречается подходящий пологий склон, то с помощью скольжения они оказываются на берегу гораздо быстрее, чем пешком. И, наконец, о тех, кому выпала нелегкая доля передвигаться в толще земли. Самые, пожалуй, известные среди них — кроты. Многим знакомо и сильное роющее насекомое из семейства сверчковых — медведка. Живущие по всему миру многочисленные дождевые и земляные черви не только прокладывают в почве протяженные ходы, но и значительно повышают ее плодородие за счет активного перекапывания и аэрации. Двигательная система человека«Движение — это жизнь», — заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения — тянуться, хватать различные предметы. Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает все это костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат. Он включает кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, конечностей и туловища образуют твердый остов тела, или скелет (от греч. «скелетос» — буквально высохший). Мышцы и соединительно-тканные образования- хрящи, фасции, связки, сухожилия — мягкий остов, или гибкий скелет, человеческого тела. Твердый остов выполняет разные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определенном положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с гибким остовом дарит нам способность двигаться. Кроме того, кости, мышцы, связки служат надежным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей. Практическая работа. Работа в группах
Цель работы: определить среднюю скорость движения человека.
Порядок выполнения работы:
2. Измерить дистанцию в 20 м, 30 м, 40 м, 50 м. 3. Измерить время прохождение дистанции исследуемым человеком с начало пешком, затем медленным бегом, затем с максимальной скоростью. 4. По этим данным рассчитать среднюю скорость движения человека. 5. Результаты занесите в таблицу.
Практическая работа. Работа в группах
Цель работы: определить скорость течения реки или ручья.
Содержание и метод выполнения работы. Реки несут свои воды в моря Мирового океана или замкнутые водоемы типа Каспийского или Аральского моря, восполняя потери воды океанов и морей на испарение. Процесс речного стока идет весьма неравномерно во времени и по территории. История большинства государств, городов, деревень так или иначе связана с реками: по рекам передвигались путешественники, переселенцы и завоеватели, по ним проходили торговые пути; о них слагали песни и легенды. И сегодня реки играют огромную роль в жизни человечества несмотря на то, что многие из них оказались на грани экологической катастрофы. Скорость реки. Реку можно условно разделить на три части — верхнее, среднее и нижнее течение. У всех рек они отличаются одинаковыми характерными особенностями. На верхнем участке, где река стекает с наиболее круглых в ее бассейне склонов, скорость течения велика, и река энергично размывает, углубляет русло, по которому она несет свои воды. Ниже уклон русла, и скорость течения реки уменьшается; в среднем течении река производит уже не такую сильную разрушительную работу. Здесь она несет те частицы, которые поступают из верховьев. В нижнем течении, где скорость реки еще меньше, переносимые ею песок и ил откладываются в русле.
Порядок выполнения работы:
2. Используя базис и установленные вешки, можно измерить скорость реки. Для этого по течению реки запускается легкий, не имеющий парусности предмет, например, наполовину заполненная водой пластиковая бутылка. Засекается время прохождения этого тела от одной вешки до другой. Такие измерения проводятся 3—4 раза. По этим данным рассчитывается скорость реки (скорость течения равна отношению базиса ко времени прохождения тела). Бутылку после исследования необходимо из воды вынуть. 3. Данные занесите в таблицу:
4. По данным измерения скорости течения реки сделайте вывод о характерной скорости течения. Практическая работа. Работа в группах.
Цель работы: определить скорость ветра.
Содержание и метод выполнения работы. Шкала Бофорта для визуальной оценки скорости ветра:
| |