Единый государственный экзамен по математике, 2005 год
Часть A
A1. Найдите значение выражения при .
Решение. Частное от делении степеней с одинаковыми основаниями есть степень с тем же основанием и показателем, равным разности показателей делимого и делителя:
.
При , получим: .
Правильный ответ: 2.
A2. Упростите выражение .
Решение. Поскольку , получаем:
.
Правильный ответ: 4.
A3. Вычислите значение выражения , если .
Решение. Используя формулу преобразования логарифма произведения в сумму логарифмов, имеем
.
Правильный ответ: 1.
A4. Упростите выражение .
Решение. Используя формулу , получим:
.
Правильный ответ: 4.
A5. Найдите производную функции .
Решение. Используя формулу и правила дифференцирования, получим:
.
Правильный ответ: 3.
A6. На каком из следующих рисунков функция, заданная графиком, убывает на промежутке ?
Решение. Функция, график которой изображен на рисунке 1, убывает на отрезке ; функция, график которой
изображен на рисунке 2, не является монотонной на отрезке ; функция, график которой изображен на рисунке 3, возрастает на отрезке ; функция, график которой изображен на рисунке 4, не является монотонной на отрезке .
Правильный ответ: 1.
A7. Найдите множество значений функции .
Решение. В силу ограниченности функции косинус и свойств неравенств имеем:
.
Правильный ответ: 1.
A8. Решите уравнение .
Решение. Последовательно получаем:
,
Правильный ответ: 4.
A9. Решите неравенство .
Решение. Решим неравенство методом интервалов (см. рис.):
Правильный ответ: 4.
A10. Найдите область определения функции .
Решение. Область определения функции задается соотношением . Тогда:
Правильный ответ: 4.
Часть B
B1. Решите уравнение .
Решение. Используем теорему равносильности
В нашем случае:
.
Ответ: .
B2. Решите уравнение .
Решение. Перейдем к одному основанию и воспользуемся монотонностью показательной функции:
.
Ответ: .
B3. Точка движется по координатной прямой согласно закону , где — координата точки в момент времени . Найдите скорость точки при .
Решение. Скорость точки в момент времени равна . При получаем
.
Ответ: 6.
B4. Вычислите: .
Решение. Применяя формулы , , , последовательно получаем:
.
Ответ: 8.
B5. Найдите значение функции в точке .
Решение. Поскольку
,
имеем:
.
Тогда
.
Ответ: 2.
B6. Функция определена на промежутке . График ее производной изображен на рисунке. Найдите промежутки убывания функции . В ответе
укажите наибольшую из длин этих промежутков.
Решение. Интервалы убывания функции совпадают с интервалами, на которых ее производная отрицательна. Производная отрицательна на интервалах и , длины которых соответственно равны и . Наибольшая длина – .
Ответ: .
B7. Найдите наибольший корень уравнения .
Решение. Произведение равно нулю, если один из множителей равен нулю, а остальные при этом определены. Так как множитель определен при любых значениях , имеем:
а) ;
б)
.
Больший корень исходного уравнения — число 0,2.
Ответ: 0,2.
B8. Найдите значение функции в точке , если
известно, что функция четная, функция нечетная, , .
Решение. В силу четности имеем: . В силу нечетности имеем: . Тогда
.
Ответ: 0,8.
B9. Двум сотрудникам издательства поручили отредактировать рукопись объемом 560 страниц. Один сотрудник, отдав второму 80 страниц рукописи, взял остальные себе. Второй выполнил свою работу за время, в 8 раз меньшее, чем первый свою. Сколько страниц рукописи первый сотрудник должен был сразу отдать второму (взяв себе остальные), чтобы они, работая с прежней производительностью, выполнили свою работу за одинаковое время?
Решение (1 способ). Если второй сотрудник выполнил свою работу за
дней, то он редактировал по страниц
в день, а первый — по страниц в день. Поэтому первому сотруднику нужно было разделить 560 страниц в отношении и отдать из них четыре части, т. е. страниц, второму сотруднику.
Решение (2 способ). Второй сотрудник редактировал 80 страниц рукописи за время в восемь раз меньшее, чем первый 480 страниц рукописи. Если бы они работали с одной скоростью, то за время, в восемь раз меньшее, он должен был бы отредактировать 60 страниц. Значит, он работает со скоростью скорости первого
работника, и для того чтобы они закончили одновременно, работа должны
быть разделена между ними в отношении 4:3. Таким образом, первый сотрудник должен отдать второму страниц.
Ответ: 320.
B10. Через образующую цилиндра проведено сечение . Объем цилиндра равен , тангенс угла между прямой и плоскостью основания равен . Найдите площадь осевого сечения.
Решение.
1. Имеем: , — наклонная,
— ее проекция на плоскость основания, угол —
угол между прямой и плоскостью основания. Тогда, учитывая
, из прямоугольного треугольника находим: .
2. Поскольку и , имеем: , откуда .
3. Пусть — осевое сечение цилиндра. Поскольку — прямоугольник и , имеем:
.
Ответ: 240.
B11. Дан ромб с острым углом . Высота
, проведенная к стороне , пересекает диагональ
в точке . Найдите площадь треугольника , если высота ромба равна , а площадь ромба равна .
Решение.
1. Найдем сторону ромба: , откуда, , .
2. Из прямоугольного треугольника находим .
3. В треугольнике отрезок — биссектриса.
Биссектриса треугольника делит сторону, к которой она проведена на
отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам:
, откуда .
4. Отрезок – общая высота треугольников и , следовательно, отношение площадей этих треугольников равно отношению их оснований и :
, откуда .
Ответ: 9.
Часть C
C1. Найдите все значения , для которых точки графика функции лежит ниже соответствующих точек графика функции .
Решение. Множество искомых значений совпадает со множеством решений неравенства , решая которое, последовательно получаем:
.
Решим последнее неравенство методом интервалов (на рисунке на первой оси отмечена область определения неравенства, задаваемая соотношениями и , а на второй — корни числителя и знаменателя):
, .
Ответ: .
C2. Решите уравнение .
Решение. Заметим, что . Тогда:
Поскольку правая часть полученного уравнения должна быть
неотрицательна, имеем условие: , откуда и уравнение принимает вид , где . (*)
Далее имеем:
Условию (*) отвечает число .
Ответ:
C3. Найдите все значения , при каждом из которых наибольшее из двух чисел и меньше 9.
Решение. Наибольшее из двух чисел меньше девяти тогда и только тогда, когда каждое из них меньше (если числа равны друг другу, наибольшим считается каждое из них).
Таким образом, имеем:
Ответ: .
C4. Отрезок , равный , – диаметр сферы. Точки и лежат на сфере так, что объем пирамиды наибольший. Найдите площадь треугольника , где и – середины ребер соответственно.
Решение. Примем треугольник за основание пирамиды , а отрезок – за основание треугольника (см.рис). Тогда объем пирамиды можно вычислить по формуле , где – радиус данной сферы, – высота треугольника , проведенная из вершины , – высота пирамиды . Поскольку – диаметр данной сферы, а точка лежит на сфере, треугольник – прямоугольный треугольник, вписанный в окружность, радиус которой равен радиусу данной сферы. Следовательно, наибольшее значение высоты треугольника равно . Плоскость отсекает от данной сферы полусферу, следовательно, наибольшее расстояние от точек сферы до этой плоскости также равно радиусу сферы, откуда – наибольшее значение высоты пирамиды . Таким образом, пирамида имеет наибольший объем, если треугольники и прямоугольные, равнобедренные треугольники с общей гипотенузой , лежащие во взаимно перпендикулярных плоскостях (см. рис.).
Далее имеем:
1) Треугольники , , , , равны по двум катетам.
2) Треугольники и – равносторонние
треугольники со стороной . Медианы и этих треугольников равны: .
3) Поскольку – средняя линия треугольника
прямая параллельна прямой и . В свою очередь, прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым и плоскости , значит, она перпендикулярна самой этой плоскости. Тогда прямая
также перпендикулярна плоскости , а, значит, и
прямой , лежащей в этой плоскости.
4) Треугольник равнобедренный, и его высота
является медианой прямоугольного равнобедренного треугольника , откуда .
Окончательно находим:
.
Ответ: .
C5. Даны два уравнения и . Значение параметра выбирается так, что , и число различных корней первого уравнения в сумме с числом
дает число различных корней второго уравнения. Решите первое уравнение
при каждом значении параметра, выбранном таким образом.
Решение. Умножив обе части уравнения на общий знаменатель , получаем
.
По смыслу задачи – целое отрицательное число, отличное от минус единицы и, кроме того, не является корнем уравнения , следовательно, это уравнение равносильно данному уравнению.
Далее имеем:
Таким образом, корнями рассматриваемого уравнения являются решения уравнения и число . Поскольку коэффициент при в уравнении отличен от нуля при всех допустимых значениях параметра
, данное уравнение имеет единственное решение, не равное при целых значениях параметра . Поэтому число
различных корней второго уравнения равно 2.
Рассмотрим теперь уравнение . Логарифмическая функция с основанием 7 – функция возрастающая и линейная функция – возрастающая функция поскольку , следовательно, сложная функция – также возрастающая функция. С другой
стороны, линейная функция –
убывающая функция, так как (см. рис). Таким
образом, данное уравнение имеет не более одного корня. Ясно, что в
нашем случае это корень есть.
По условию число различных корней первого уравнения в сумме с числом
дает число различных корней второго уравнения, тогда
, откуда .
Первое уравнение при принимает вид . Подбором находим . Как показано
ранее, найденный корень единственный.
Ответ: .
Оставить комментарий Сообщить об ошибке
|