Единый государственный экзамен по математике, 2007 год
Часть A
A1. Упростите выражение .
Решение.
.
Правильный ответ: 3.
A2. Вычислите: .
Решение.
.
Правильный ответ: 1.
A3. Найдите значение выражения .
Решение.
.
Правильный ответ: 4.
A4. Функция задана графиком. На каком из указанных промежутков она возрастает?
Решение: только на промежутке для любых и из этого промежутка выполняется
условие
.
Правильный ответ: 2.
A5. Найдите производную функции .
Решение.
.
Правильный ответ: 4.
A6. Найдите множество значений функции .
Решение.
.
Правильный ответ: 1.
A7. Функция задана графиком. Укажите промежуток, на котором она принимает только отрицательные значения.
Решение: только на промежутке все точки графика расположены ниже оси абсцисс.
Правильный ответ: 2.
A8. Решите неравенство .
Решение. Решим данное неравенство методом интервалов (см. рис.):
Правильный ответ: 4.
A9. Решите уравнение .
Решение.
, .
Правильный ответ: 3.
A10. Решите неравенство .
Решение.
.
Правильный ответ: 1.
Часть B
B1. Найдите значение выражения , если .
Решение.
.
Ответ: 1.
B2. Решите уравнение .
Решение.
.
Ответ: .
B3. Решите уравнение .
Решение.
.
Ответ: .
B4. Найдите значение выражения , если известно, что
Решение.
.
Ответ: .
B5. Функция определена на промежутке . На рисунке изображен график производной этой функции. К графику функции провели все касательные, параллельные прямой (или совпадающие с ней). Укажите количество точек графика функции, в которых проведены эти касательные.
Решение. Угловой коэффициент всех касательных, параллельных прямой (или совпадающих с ней) равен . С другой стороны, угловой коэффициент касательной к графику функции равен значению производной этой функции в точке касания. Нетрудно видеть, что производная, график которой изображен на рисунке, принимает значение ровно в трех точках.
Ответ: 3.
B6. Найдите значение выражения .
Решение:
а) преобразуем выражение :
;
б) раскроем модуль: ;
в) выполним сложение: .
Ответ: .
B7. Решите уравнение . (Если уравнение имеет более
одного корня, то в бланке ответов запишите произведение всех его корней.)
Решение. Упростим левую часть уравнения:
.
Последнее уравнение равносильно совокупности двух систем:
и
Решим первую систему:
.
Решим вторую систему:
Последняя система не имеет решений.
Ответ: –1,5.
B8. Функция определена на всей
числовой прямой и является периодической с периодом 3. На рисунке
изображен график этой функции при . Найдите
значение выражения .
Решение. Обозначим период данной функции через . Согласно условию , откуда
.
Ответ:.
B9. Две бригады работая вместе, ремонтировали дорогу в течение 6 дней, а затем одна вторая бригада закончила ремонт еще за 10 дней. За сколько дней могла бы отремонтировать дорогу одна первая
бригада, если она может выполнить эту работу на 6 дней быстрее, чем
одна вторая бригада?
Решение. Пусть — количество дней, необходимое первой бригаде для ремонта дороги, тогда, согласно условию, второй бригаде требуется на ремонт дней. Примем за 1 объем всей работы по ремонту дороги. Тогда первая бригада выполняет за день часть всей работы, а вторая — часть всей работы. Поскольку
первая бригада работала 6 дней, а вторая — 16 дней и за это время
они выполнили всю работу, получаем уравнение , где по смыслу задачи . Далее имеем:
.
Ответ: 18.
B10. Точки и лежат на окружностях двух оснований цилиндра. Синус угла наклона прямой к плоскости основания цилиндра равен , , объем цилиндра равен . Найдите площадь осевого сечения цилиндра.
Решение. Проведем в данном цилиндре образующую (см. рис.). Так как образующая цилиндра перпендикулярна плоскости основания, прямая является проекцией прямой на плоскость основания цилиндра. Следовательно, угол является углом наклона прямой к плоскости основания цилиндра и его синус равен . Обозначим через величину угла , через длину образующей цилиндра, через радиус его основания, через объем и через площадь осевого сечении. Тогда имеем:
1. .
2. , откуда, учитывая , получаем .
3. .
Ответ: 60.
B11. Боковая сторона равнобедренного треугольника
равна , а его площадь равна . К основанию и стороне проведены высоты и , пересекающиеся в точке . Найдите площадь треугольника .
Решение. Пусть — площадь треугольника . Тогда имеем:
1. , откуда .
2. .
3. .
4. .
5. , откуда .
Ответ: 24.
Часть C
C1. Найдите точки минимума функции .
Решение. Область определения данной функции совпадает с множеством решений неравенства . Поскольку , получаем .
На множестве имеем:
.
Таким образом, требуется найти точки минимума функции на множестве .
Найдем производную: .
Решим уравнение на луче :
Таким образом, — единственная точка минимума данной функции.
Ответ: .
Баллы |
Критерии оценки выполнения задания С1 |
2 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения:
1) нахождение области определения данной функции;
2) преобразование формулы, задающей функцию;
3) нахождение производной функции;
4) исследование функции с помощью производной.
Все тождественные преобразования и вычисления выполнены верно.
Получен верный ответ.
|
1 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения.
Допущена одна описка или вычислительная ошибка, не повлиявшие на ход
решения. В результате этой описки (ошибки) может быть получен неверный
ответ.
|
0 |
Все случаи решения, не соответствующие критериям выставления оценок в
1 и 2 балла.
|
C2. Решите уравнение .
Решение. Умножим обе части уравнения на 2 и перегруппируем
слагаемые:
.
Пусть , где . Тогда и данное уравнение принимает вид , откуда, учитывая условие , получаем .
Возвращаясь к переменной , находим
Ответ: .
Баллы |
Критерии оценки выполнения задания С2 |
2 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения:
1) замена переменной, решение полученного в результате замены
уравнения;
2) решение уравнения относительно исходной переменной, отбор корней.
Все преобразования и вычисления выполнены верно.
Получен верный ответ.
|
1 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения.
Допущена одна описка или вычислительная ошибка, не повлиявшие на ход
решения. В результате этой описки (ошибки) может быть получен неверный
ответ.
|
0 |
Все случаи решения, не соответствующие критериям выставления оценок в
1 и 2 балла.
|
C3. Найдите все значения , для которых при каждом из промежутка значение выражения не равно значению .
Решение. Требуется найти все значения , для которых
уравнение или равносильное ему
уравнение не имеет решений на
промежутке .
Функция является четной, так как для любого . Следовательно, эта функция не имеет корней на промежутке тогда и только тогда, когда она не имеет корней на промежутке . С другой стороны, функция не имеет корней на множестве тогда и только тогда, когда функция не имеет корней на промежутке . Поскольку при любом значении параметра , это условие выполняется в одном из двух случаев: либо , либо (см. рис.).
Учитывая, что , , получаем:
Ответ: .
Баллы |
Критерии оценки выполнения задания С3 |
4 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения:
1) получена формула, задающая функцию , которая не
должна иметь корней на промежутке ;
2) обоснована четность составленной функции;
3) составлена вспомогательная функция ;
4) установлен промежуток, на котором функция не должна
иметь корней;
5) найдены значения , при которых функция не
имеет корней на промежутке .
Все преобразования и вычисления выполнены верно.
Получен верный ответ.
|
3 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения.
Отсутствует или не обоснован шаг 2) или не обоснован шаг 4).
Допущена одна описка или вычислительная ошибка, не повлиявшие на ход
решения. В результате этой описки (ошибки) может быть получен неверный
ответ.
|
2 |
Верно выполнены шаги 1), 3), 4); отсутствует шаг 2); отсутствует
обоснование шага 4); шаг 5) либо не доведен до конца, либо выполнен
неверно.
Допустима описка или вычислительная ошибка.
В результате может быть получен неверный ответ.
|
1 |
Верно выполнены шаги 1) и 3), а остальные – либо отсутствуют,
либо выполнены неверно.
|
0 |
Все случаи решения, которые не соответствуют указанным выше критериям
выставления оценок в 1 – 4 балла.
|
C4. В прямоугольном параллелепипеде с боковыми ребрами , ,
, на сторонах , , его оснований лежат соответственно
точки , , так, что , , . Во сколько раз объем параллелепипеда больше объема пирамиды с вершиной и основанием ?
Решение. Обозначим через , и длины ребер , и параллелепипеда соответственно (см. рис.). Тогда объем параллелепипеда . Стороны и основания пирамиды лежат на параллельных прямых и . Кроме того, по условию, . Следовательно, – параллелограмм. Так как – прямоугольный параллелепипед, прямая перпендикулярна плоскости, в которой лежит прямая , откуда, согласно определению перпендикулярности прямой и плоскости, .
Тогда площадь основания пирамиды . Отрезок — диагональ прямоугольника со сторонами и (см. рис.), следовательно, и .
Опустим перпендикуляр из точки на прямую (см. рис.). Прямая перпендикулярна плоскости , в которой лежит прямая , следовательно, . Таким образом, прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым и плоскости , следовательно, согласно признаку перпендикулярности прямой и плоскости, она перпендикулярна самой этой плоскости. Значит отрезок — высота пирамиды . Прямоугольные треугольники и подобны, так как имеют общий острый угол , следовательно, , откуда
.
Находим объем пирамиды :
.
Ответ: в семь раз.
Баллы |
Критерии оценки выполнения задания С4 |
4 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения:
1) обоснован тот факт, что основание пирамиды
– параллелограмм;
2) обоснован тот факт, что отрезок – высота
параллелограмма ;
3) обоснован тот факт, что отрезок – высота пирамиды
;
4) доказано подобие треугольников и ;
5) вычислена площадь параллелограмма ;
6) вычислен объем пирамиды .
Верно приведены ссылки на используемые при доказательстве положения
теории: а) определение прямой, перпендикулярной плоскости; б) признак
перпендикулярности прямой и плоскости; в) признак подобия прямоугольных
треугольников.
Все преобразования и вычисления выполнены верно. Получен верный ответ.
|
3 |
Приведены все шаги решения 1) – 6).
Приведены ссылки на используемые при доказательстве положения теории
а) – в). Допустимы отсутствие обоснований некоторых ключевых
моментов или неточности в обоснованиях.
Допустимы одна описка и/или вычислительная ошибка, не влияющие на
правильность дальнейшего хода решения. В результате этой ошибки или
описки может быть получен неверный ответ.
|
2 |
Приведены все шаги решения 1) – 6).
Ссылки на используемые при доказательстве положения теории а) –
в) либо отсутствуют, либо приведены с ошибками, но сами эти положения
теории использованы при решении.
Допустимы описки и/или вычислительные ошибки, не влияющие на
правильность дальнейшего хода решения. В результате этих ошибок или
описок может быть получен неверный ответ.
|
1 |
Ход решения правильный, но решение не завершено: частично приведены
шаги решения. Найдены некоторые числовые характеристики пирамиды
.
Приведенные в решении обоснования и вычисления не содержат грубых
ошибок, влияющих на правильность хода решения.
|
0 |
Все случаи решения, которые не соответствуют указанным выше критериям
выставления оценок в 1 – 4 балла.
|
C5. Докажите, что система уравнений:
не имеет решений.
Решение. Область допустимых значений переменной
совпадает с множеством решений неравенства . Решим это неравенство методом интервалов:
.
Подбором находим один из корней числителя и делим многочлен на двучлен с помощью схемы Горнера (можно выполнить деление, пользуясь алгоритмом деления «уголком»):
Решая получившееся квадратное уравнение, находим:
.
Далее имеем (см. рис.):
Ясно, что первое уравнение системы не имеет положительных корней, так как при . Значит, ни одно из чисел промежутка не удовлетворяет первому уравнению. Подставляя в него , получаем верное равенство . Таким образом, — единственное значение переменной , удовлетворяющее первому уравнению системы.
Подставив теперь во второе уравнение системы, получаем:
.(*)
Если , то уравнение (*) не имеет решений, так как на
этом промежутке , а .
Функция убывает на промежутке и возрастает на промежутке . Следовательно, если , то , а если , то . Таким образом, на множестве . Так как при любом значении , то на множестве уравнение (*) также не имеет решений.
Итак, данная система уравнений не имеет решений, что и требовалось
доказать.
Баллы |
Критерии оценки выполнения задания С5 |
4 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения:
1) найдена область допустимых значений (ОДЗ) переменной ;
2) доказано, что только число из
ОДЗ удовлетворяет первому уравнению системы;
3) доказано, что при второе уравнение системы не имеет решений;
Обоснованы все ключевые моменты решения:
а) отсутствие решений первого уравнения на множестве ;
б) отсутствие решений второго уравнения на множестве ;
в) отсутствие решений второго уравнения на множестве .
Все преобразования и вычисления выполнены верно. Сделан правильный
вывод.
|
3 |
Приведена верная последовательность всех шагов решения. Обоснованы все
ключевые моменты решения.
Допущена одна описка или вычислительная ошибка, не повлиявшие на ход
решения.
|
2 |
Верно выполнены шаги 1) и 2), а шаг 3) выполнен неверно, в том числе
– неверно обоснован.
Допустимы 1 – 2 вычислительные ошибки.
|
1 |
Верно выполнен шаг 1) решения, шаг 2) выполнен частично, а остальные
шаги либо отсутствуют, либо выполнены неверно.
|
0 |
Все случаи решения, которые не соответствуют указанным выше критериям
выставления оценок в 1 – 4 балла.
|
Оставить комментарий Сообщить об ошибке
|