На главую страницу

Математика → Теория → Справочник → Геометрия → Стереометрия → Основные теоремы и формулы стереометрии → Векторы


Векторы

Если \overrightarrow i, \overrightarrow j, \overrightarrow k — попарно перпендикулярные единичные векторы, так называемый ортонормированный базис, то любой вектор \overrightarrow a пространства может быть единственным образом разложен по этим векторам, т.е. представлен в виде


\overrightarrow a  = a_1 \overrightarrow i  + a_2 \overrightarrow j  +
a_3 \overrightarrow k.

Числа \{ a_x ;a_y ;a_z \} называются декартовыми координатами вектора \overrightarrow a в базисе \overrightarrow i \;,\overrightarrow j \;,\overrightarrow k
. Декартовые координаты вектора являются проекциями этого вектора на соответствующие оси системы координат:


a_x  = np_x \overrightarrow a \;;\;a_y  = np_y \overrightarrow a
\;;\;a_z  = np_z \overrightarrow a \;.

Если числа a_x ;a_y ;a_z отличны от нуля, то \overrightarrow a можно изобразить с помощью диагонали прямоугольного параллелепипеда, у которого длины ребер равны a_x
,\;a_y ,\;a_z \;.

Если вектор \overrightarrow a отложенный от точки A с координатами (x_1 ;y_1 ;z_1 )и кончаются в точке B с координатами (x_2 ;y_2 ;z_2 ), то координаты вектора определяются через координаты начала и конца вектора по формулам:

a_1  = x_2  - x_1

a_2  = y_2  - y_1

a_3  = z_2  - z_1

то есть:


\overrightarrow {AB} \{ x_2  - x_1 ;\;y_2  - y_1 ;\;z_2  - z_1 \} \;.

Если \overrightarrow a \;\{ a_1 ;a_2 ;a_3 \} и \overrightarrow b \;\{ b_1 ;b_2 ;b_3 \} — два произвольных вектора, то:

  • Координаты суммы векторов равны сумме соответствующих координат слагаемых


    \overrightarrow a \; + \overrightarrow b  = \{
a_1  + b_1 ;a_2  + b_2 ;a_3  + b_3 \} ..
  • Координаты разности векторов равны разности соответствующих координат этих векторов

    \overrightarrow a \; - \overrightarrow b  = \{ a_1  -
b_1 ;a_2  - b_2 ;a_3  - b_3 \} .

  • Координаты произведения на число \lambda равны произведению соответствующих координат векторов на данное число

    
\lambda \overrightarrow a  = \{ \lambda a_1 ;\lambda a_2 ;\lambda a_3
\} .

  • Линейная комбинация \overrightarrow c  = \lambda \overrightarrow
a  + \mu \overrightarrow b векторов \overrightarrow a
и \overrightarrow b , где \lambda и \mu — произвольные числа, соответствуют координаты

    
\overrightarrow c  = \{ \lambda a_1  + \mu b_1 ;\lambda a_2  + \mu b_2
;\lambda a_3  + \mu b\} \;.

Скалярное произведение векторов определяется как


(\overrightarrow a \; \cdot \overrightarrow b ) = |\overrightarrow a
||\overrightarrow b | \cdot \cos \varphi \;,\;\;\varphi  =
\widehat{(\overrightarrow a \; \cdot \overrightarrow b )}

Величина скалярного произведения определяется через координаты векторов по формуле


\overrightarrow a \; \cdot \overrightarrow b  = a_1  \cdot b_1  + a_2 
\cdot b_2  + a_3  \cdot b_3 \;\;.

Длина вектора \overrightarrow a с координатами \;\{
a_1 ;a_2 ;a_3 \} дается формулой


|\overrightarrow a |\; = \;\sqrt {a_1^2  + a_2^2  + a_3^2 } .

Угол между векторами \overrightarrow a и \overrightarrow b определяется из равенства


\cos \varphi  = \frac{{a_1 b_1  + a_2 b_2  + a_3 b_3 }}{{\sqrt {a_1^2  +
a_2^2  + a_3^2 }  \cdot \;\sqrt {b_1^2  + b_2^2  + b_3^2 } }}.

Всякое линейное уравнение


Ax + By + Cz + D = 0

связывающие координаты x,y,z определяет множество точек пространства, лежащих на плоскости, и, наоборот, каждую плоскость можно задать линейным уравнением с тремя неизвестными, имеющих по крайне мере один ненулевой коэффициент при переменных.

Угол между двумя плоскостями A_{\;1} x + B_1 y + C_1 z + D_{\;1} 
= 0 и A_{\;2} x + B_2 y + C_2 z + D_{\;2}  = 0 находится как угол между перпендикулярными векторами \overrightarrow n _1  = \{ A_1 ,B_1 ,C_1 \} и \overrightarrow n _2  = \{ A_2 ,B_2 ,C_2 \} , т.е. по формуле


\cos \varphi  = \frac{{A_1 A_2  + B_1 B_2  + C_1 b_2 }}{{\sqrt {A_1^2  +
B_1^2  + C_1^2 }  \cdot \;\sqrt {A_2^2  + B_2^2  + C_2^2 } }}.

Расстояние h от точки M_0 (x_0 ;y_0 ;z_0 ) до плоскости Ax + By + Cz + D = 0 дается формулой


h = \frac{{|Ax_0  + By_0  + Cz_0  + D|}}{{\sqrt {A^2  + B^2  + C^2 }
}}.



Оставить комментарий
Сообщить об ошибке