На главую страницу

Физика → Методика → Олимпиады → Международное исследование образовательных достижений учащихся PISA → Phys → Парниковый эффект


Парниковый эффект

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Парниковый эффект: действительность или вымысел?

Живым организмам необходима энергия для жизни. Энергия, поддерживающая жизнь на Земле, приходит от Солнца, которое излучает энергию в космос, так как оно очень горячее. Крошечная часть этой энергии достигает Земли.
Атмосфера Земли действует как защитное одеяло, покрывающее поверхность планеты, и защищает ее от перепадов температуры, которые существовали бы в безвоздушном пространстве.
Большая часть излучаемой Солнцем энергии проходит через земную атмосферу. Земля поглощает некоторую часть этой энергии, а другая часть отражается обратно от земной поверхности. Часть этой отраженной энергии поглощается атмосферой.
В результате этого средняя температура над земной поверхностью выше, чем она могла бы быть, если бы атмосферы не существовало. Атмосфера Земли действует как парник, отсюда и произошел термин «парниковый эффект». Считают, что парниковый эффект в течение двадцатого века стал более заметным.
То, что средняя температура атмосферы Земли увеличилась, является фактом. В газетах и другой периодической печати основной причиной повышения температуры в двадцатом веке часто называют увеличение выброса углекислого газа в атмосферу.
Школьник по имени Андрей заинтересовался возможной связью между средней температурой атмосферы Земли и выбросами углекислого газа в атмосферу Земли.
В библиотеке он нашел следующие два графика.

На основе этих двух графиков Андрей сделал вывод, что повышение средней температуры атмосферы Земли действительно происходит за счет увеличения выбросов углекислого газа.

Вопрос 1. Каким образом графики подтверждают вывод Андрея?
Решение. На протяжении периода наблюдений растёт и количество выбрасываемого в атмосферу углекислого газа, и средняя температура атмосферы Земли.
Правильный ответ: оба графика отображают возрастающие зависимости.

Комментарий. Вывод справедлив только в том случае, если предполагается зависимость средней температуры от количества углекислого газа, из картинок она напрямую не следует. См. также задачу «Кариес зубов».

Вопрос 2. Другая школьница, Вика, не согласна с выводом Андрея. Она сравнивает два графика и говорит, что некоторые части графиков не подтверждают его вывод. Какие части графиков не подтверждают вывод Андрея? Приведите пример и объясните свой ответ.
Решение. Из графиков видно, что с 1860 по 1910 год и с 1940 по 1980 год выбросы углекислого газа увеличивались, а средняя температура атмосферы Земли оставалась примерно оди-наковой.
Правильный ответ: есть участки, где зависимости на графиках не возрастают одновременно.

Вопрос 3. Андрей настаивает на своем выводе о том, что повышение средней температуры атмосферы Земли вызывается увеличением выбросов углекислого газа. Но Вика думает, что его вывод чересчур поспешный. Она говорит: «Прежде, чем сделать окончательный вывод, ты должен убедиться в том, что другие факторы, влияющие на парниковый эффект, остаются постоянными». Назовите один из факторов, которые имела в виду Вика.
Решение. К факторам, влияющим на парниковый эффект, помимо количества углекислого газа в атмосфере относятся: а) мощность излучения Солнца; б) количество других газов в атмо-сфере (водяных паров, озона, фреонов и др.); в) атмосферная и океаническая циркуляция.
Правильный ответ: любой из перечисленных факторов.



Оставить комментарий
Сообщить об ошибке